воскресенье, 4 декабря 2016 г.

Об истинных учителях йоги


Часто можно услышать из уст практикующих йогу: «перепробовал (перепробовала) заниматься у множества преподавателей, а понравился мне только Вася Пупкин»… Сразу следует отметить, что руководствоваться критерием «понравился - не понравился» заведомо приведет вас в тупик как в физическом, так и в духовном развитии. Почему именно так? А вы задавались вопросом, чего именно ожидаете, идя к тому или иному преподавателю? Может вам не нравится повышенная физическая нагрузка? Или вас привлекает или не привлекает сам преподаватель, как мужчина/женщина? Или вам не нравится то, что преподаватель не соответствует вашим личным убеждениям о том, каким должен быть «настоящий учитель»? Например, он не заядлый вегетерианец или не молится Кришне по утрам? Если таковы ваши критерии в выборе учителя йоги – поздравляю, вы не поняли даже самой сути йоги! И, соответственно, практика не принесет вам никакого результата (даже если это будет «ваш» тренер), за исключением, может быть накачанной задницы с повышенной эго-самооценкой в придачу. Безусловно, это тоже неплохо, но идет вразрез с целями йоги, как науки о совершенствовании человека. Исключительно для красоты и стройности существует фитнес, хотя йога включает в себя и этот аспект, все же она является намного более обширным и глубоким учением.

Для того, чтобы понять,  чем идет речь, обратимся к изначальному определению той йоги, на которой основаны все её популярные существующие  направления. Материал из Википедии: «Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых значений:[9] «упряжка», «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз» и т. п. Йо́га (дев. योग) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния[1]. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма[2][3].
Основные направления йоги — это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога[4][5][6]. В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи[7]. Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавадгита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши[1]. За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и её асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги. Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином».

Существует множество школ, течений, в том числе религиозно-мистического характера. Но, отсеяв всевозможную «шелуху», можно извлечь рациональное зерно и, взяв его за основу, определить действительно полезные и конструктивные аспекты практической йоги. Как уже было сказано выше, в классическом определении йога является системой психофизических практик, направленных на достижение развитого телесного, психологического и духовного состояния человека. При этом упоминается, что за пределами Индии она утратила изначальный смысл, ограничиваясь физическими упражнениями хатха йоги. Именно это является ключевой ошибкой почти всех современных преподавателей йоги просто по причине отсутствия практических знаний о более глубоких и тонких аспектах. Молитвы Кришне, пение мантр или вегетерианство (чем «балуются» многие преподаватели и их ученики) этих знаний не компенсируют, а скорее наоборот, уведут вас от понимания себя еще дальше. А именно посвящение в древние, изначальные знания и многолетнее использование их в личной практике, при этом передавая другим людям – отличительное качество настоящего учителя йоги. Какие именно знания имеются ввиду? В Аштанга-йоге сформулированы 8 основных ступеней или уровней:
  1. Яма — принципы взаимодействия с внешней средой
  2. Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой
  3. Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности
  4. Пранаяма — контроль над праной («жизненной энергией») посредством особых дыхательных практик
  5. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами
  6. Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума
  7. Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
  8. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы
Из всех этих ступеней в современной йоге более-менее в полном виде практикуется лишь 3 («Асана» или хатха йога) и частично, на самом простейшем уровне 4 и 6 ( «Пранаяма» и  «Дхарана»). Остальные искажаются до неузнаваемости, подаваясь под видом пения мантр типа «Харе Кришна!», сводам правил, подавляющих психику, вегетерианством, веганством, сыроедением, псевдомедитациями с обильной визуализацией, расшатывающей неокрепшие умы.  

А настоящие знания не просты, требуют времени и повышенной не только физической, но и психологической работы над собой, чего избегает большинство практикующих, оправдываясь тем, что «этот тренер мне не понравился, слишком тяжелые практики дает и вообще, мне не комфортно в его присутствии. Пойду лучше к «удобному» Васе Пупкину»… А на самом деле вам и не должно быть комфортно! Когда есть дискомфорт, значит, происходит зацепка и «вытаскивание» на поверхность ваших внутренних психологических блоков, разрушение устоявшихся мнений, выход за пределы собственного эго-ума. В этом и заключается основная внутренняя работа, ведущая к всестороннему познанию себя, призванная испытать вас, закалить тело и разум. Достигая новых пределов своих возможностей, вы способны постичь и обратную сторону своей сущности, ведущую к настоящей медитации и пониманию своей истинной природы. А если вы все-таки хотите комфорта или накачанных «поп и грудей» - в первом случае вам поможет диван, а во втором достаточно фитнеса и тренажерного зала. Но йога тогда не для вас!

Если, начиная заниматься йогой, вы сталкиваетесь с требованиями тренера относительно четкости выполнения асан (при длительной отстройке асаны теряется «поток» и единый настрой группы), растяжки, прогибов, наклонов и пр. , то есть «поклонение» йоге идет вразрез с реальными физическими возможностями практикующего, то такой тренер жертвует элементарными правилами безопасности «во имя» идеальной асаны. Простыми словами, новички жалуются, что тренера тянут их мышцы, ругают за якобы некачественное выполнение асан, недостаточные прогибы, лень и жалость к себе. Налицо вторая крайность: перегрузка новичков, игнорирование индивидуальных возможностей практикующих. Как и в любом учении, должен соблюдаться принцип «от простого к сложному», то есть уровень подачи материала начинающим и «продвинутым» должен отличаться.

Йога должна быть основой жизни учителя, не выставленной при этом напоказ. Нельзя преподавать йогу тому, у кого она является «подработкой», а таких большинство. И наоборот, йога – это не стиль жизни в виде фанатичного поучения окружающих подобно Свидетелям Иегова или принуждение членов семьи к соблюдению каких-то ритуалов, правил типа стояния в асанах по утрам.

Критерием выбора своего учителя должны стать его глубинные познания и понимание основ йоги, избегание крайностей в подаче практики, отсутствие  религиозной подоплеки и раздутого мистицизма.   

#ЙогаВСумах #КундалиниЙогаВСумах #СумыЙога #ЗанятияПоЙогеВСумах #ШколаЙогиСумы




Комментариев нет:

Отправить комментарий