воскресенье, 20 мая 2018 г.

Массовый психоз и много всего бесполезного: честный девиз эзотерических фестивалей




Нельзя не написать о явлении, которое сейчас достигло невероятных масштабов: маятник истории, наверное, качнулся в сторону прямо противоположную средневековью, когда за такое сжигали на кострах, а сейчас оно является признаком «развивающегося» человека. «Оно» в данном случае является эзотерическим помешательством, которое для солидности присовокупляется к психологии. Видно, для того, чтобы не быть откровенным шаманизмом и откатом в дремучее невежество. А что, логично: психология – наука о душе, эзотерика – психодуховные практики, манипуляции с невидимым, душа ведь тоже невидима! А поскольку весь подаваемые материал нельзя пощупать, проверить, а можно только почувствовать, то «нечувствующие» - это тупые материалисты, приземленные и несведущие. 

Шабаши, именуемые фестивалями эзотерики и саморазвития, собирают приличные аудитории и каждый уважающий себя «развивающийся» творческий человек хоть раз побывал на такого рода тусовке. А основывается популярность таких фестивалей на вполне научном явлении, кстати психологическом. Вот выдержка из Википедии: «Массовый психоз — это психическая эпидемия, в основе которой лежит подражаемость и внушаемость. Массовый психоз поражает коллектив или группу людей, в результате чего человек теряет нормальную способность к суждению и нормальный способ суждения, что делает человека одержимым.» Ничего не напоминает? Не похоже на атмосферу, царящую на фестивале – всеобщего восторга от причастности к тайному и мистическому? Поскольку творческие люди обладают богатым воображением, склонны к яркому проявлению эмоций и тонкому чувствованию, то именно они и становятся идеальной мишенью для внушаемости. Женщины по своей природе более эмоциональны, чем мужчины, и подвержены «подсаживанию на крючок мистицизма». Вот вам и социальный механизм, почему различные фестивали эзотерики, психологии, развития, творчества имеют место быть и процветать.

А вот ряд очевидных аспектов, которые все видят, но не все соглашаются признавать. 

1. Массовая вовлечённость.
Одно из первых, на что обращаешь внимание, приезжая на фестивали - массовая увлеченность отдельными тематиками, представленными на фестивале. При чем эти тематики популярны на всех без исключения подобных мероприятиях. В основном это: МАК (метафорические ассоциативные карты), трансформационные и финансовые игры, йога, психологические тренинги, славяно-ведические практики - то, что составляет тематический «костяк» фестиваля. Интересно то, что большая часть этих направлений – чистейшей воды игра, без особого внутреннего содержания. Именно они собирают больше всего людей, тогда как серьезные темы, которые, кстати, весьма редки на этих фестивалях, люди чаще всего обходят стороной. 

Вывод очень прост: люди, в массе своей, ищут зрелищ, шоу, но никак не реального развития. 

2. Формирование обособленных групп по интересам.
Очень интересный аспект, благодаря которому новичок, приехавший на фестиваль впервые, чувствует себя чужим, не смотря на внешнюю атмосферу фестиваля, как одной большой семьи. Если вы не кум, сват, брат или просто хороший знакомый организаторов, то обратится к ним практически очень сложно, ввиду отсутствия оных в поле зрения, кроме выхода на сцену во время презентации тренеров и их мероприятий. Но это не самое главное. Куда более значимый момент – «кучкование» постоянных посетителей фестиваля в свои маленькие, закрытые группки. То есть познакомиться и подружиться с кем-либо непросто, так как даже если удается это сделать, вас будут воспринимать как некий чужой элемент, как бы скользя вниманием мимо вас. Создается эффект, что вы вроде бы и в тусовке, но вас как бы ненавязчиво игнорируют, не показывая этого явно. Стоит также отметить своеобразное тщеславие «причастных» и «просветленных», которые смотрят на вас с высоты своего «духовного роста». 

Вывод: на фестиваль лучше ехать со знакомыми или друзьями. В противном случае вы почти гарантированно обречены на одиночество в толпе, а значит, не будете так внушаемы и, как результат, не получите «кайфа» от фестиваля, зато получите осознание происходящего торжества глупости и лапши-на-уши-навешивания. 

3. Ореол "гуруизма".
Один из самых значимых аспектов, на котором часто и держится фестиваль. Заключается он в популярности того или иного тренера. При чем не имеет значения, насколько содержательна тема его мастер-класса. Такой тренер может выглядеть как бездомный, вести себя как чокнутый шаман, находящийся под действием наркотиков или напротив, быть чопорной леди или элегантным джентльменом, либо пузатым, краснолицым мужиком, похожим на торговца арбузами, всех их объединяет одно - обожание со стороны постоянной публики, кочующей по фестивалям вслед за кумиром. И не важно, что кумир может нести такую околесицу, что в обычной жизни вы приняли бы его или за городского сумасшедшего, или в лучшем случае за очередного шарлатана. Важно то, что любая глупость, изреченная таким тренером, почитается за великую мудрость. Приведу простой пример из личного посещения мастер-классов: на одном из них тренер, позиционирующий себя неким магом-волхвом, тычет пальцем то в плечо, то в ногу очередному восхищенному обожателю, приговаривая: здесь у тебя зона свободы, а тут – зона лени и у тебя проблемы с родителями. Восхищенный клиент, выпучив глаза, благоговейно шепчет: какой сильный маг, как он точно все почувствовал!!! Несмотря на то, что проведя простой логический анализ, можно сказать, что почти у любого человека в жизни есть и свобода, и лень, и проблемы с родителями и не нужно быть магом, чтобы это понять. Второй пример – гламурная мадам в возрасте, с накачанными ботоксом или силиконом губами, возвышенно-ласковым тоном воркующая: рисуем кружочки, черточки и вообще все, что придет вам в голову и чувствуем, как развязываются ваши кармические узлы и психологические блоки. А затем приглашает вас на свой персональный мастер-класс, где за энную сумму вам обещает и не такое развязать… 

Вывод таков: если вы приехали на фестиваль действительно в поисках саморазвития и реальных знаний, посещайте серьезных мастеров – психотерапевтов, дипломированных медиков, массажистов, йога-терапевтов, реабилитологов, если таковые имеются (что является большой редкостью для фестивалей такого формата). 

4. Действо без содержания.
И последний пункт, красной линией проходящий через все предыдущие и в какой-то мере объединяющий их – пестрое шоу, яркие игрища с претензией на сакральность и духовность – активная «движуха» без какого-либо реального содержания. Вы посещаете мастер-классы, видите восторженные лица окружающих, не менее восторженные возгласы: я чувствую энергию, мои чакры открылись, я в потоке и т.д. и задаетесь вопросом: а почему я ничего не чувствую? И с трудом убеждая себя в собственной «неразблокированности» поддаетесь потоку восторженной толпы, веря в то, что обязательно настанет день, когда чакры откроются и душа, подхваченная потоком вселенской любви, под предводительством чуткого учителя, вознесется в небеса за пределами сансары. А вы, игнорируя суровые будни нерешенных жизненных неурядиц, станете на один уровень если не со святыми, то, по крайней мере, с излюбленным гуру-магом. 

Мораль сего пункта: если вы хотите развлечься, поиграть в духовность и саморазвитие, подобно тому, как в детстве играли в солдатиков, кукол или «войнушки», эзотерическо-психологическо-творческие фестивали – отличная возможность окунуться в мир фантазий и детства, оставаясь взрослым человеком. 

А подытоживая все вышесказанное и анализируя все явления и процессы, происходящие на фестивалях, задумайтесь, можно ли ставить знак равенства между развлечением и развитием? Фестивали – это презентация всевозможных «мастеров» и их умений, подсаживание на крючок харизмы ведущих мастер-классов, возможность выбросить деньги на воздух (ведь материалистам так надо все «пощупать» или оценить полезность получаемой информации). Приходит на ум посещение бабок-гадалок: что было, что будет, куда надо поплевать, где узелок завязать, чтобы жизнь наладилась. Только бабки не имеют того пафоса, что имеют раскрученные гуру. А массовый психоз – это даже хорошо, на руку организаторам фестиваля, этакая великая манипуляция сознанием внушаемых творческих личностей.




Комментариев нет:

Отправить комментарий