воскресенье, 10 декабря 2017 г.

Йога и сверхспособности




Существует в практике йоги такое понятие, как сиддхи или сверхспособности. Кто-то считает их нереальными, кто-то слышал и читал о них (в основном второсортные статьи из интернета или столь же некачественную эзотерическую литературу). Но мало кто действительно на практике занимается данным вопросом. А между прочим, сиддхи являются неотъемлемой частью любого направления йоги, верите вы в это или нет. Опустим традиционное описание сиддх, которое вы можете прочесть в той же Википедии, и постараемся разобраться в сути самого явления.

Итак, что же такое сверхспособности или сверхвозможности? На начальном, простом уровне, это преодоление того предела своих возможностей, который вы считаете непреодолимым. Например, вы можете отжаться от пола 30 раз. Если вы будете тренироваться, вы сможете, со временем, отжиматься 40, 50, 80 раз. И так далее. Это выход за предел известных вам возможностей, где 30 раз было пределом, а сверх этого – преодолением. Таким образом, вы обрели сверхспособность на уровне тела, относительно того, что вы могли ранее.

Вернемся к практике йоги. Начальный ее этап – хатха йога, работает, в основном, на уровне тела. Выполняя асаны, вы вытягиваетесь, гнетесь, скручиваетесь, сжимаетесь, постоянно преодолевая привычные возможности тела, а также тренируете свой разум, ставя его в неудобные для тела и сознания позы, ища силы, баланс, развивая концентрацию. В течение регулярной практики вы получаете здоровое, красивое, сильное и гибкое тело (если конечно не навредите себе) в котором пребывает здоровый дух. Известно несколько направлений хатха йоги, но цель у них одна – подготовить тело к более высокой и сложной ступени вашей эволюции.

Следующий уровень – работа с чувственной и ментальной сферой, за которой как раз и идет этап развития сиддхов. На начальном этапе эта сфера развивается в практике хатха йоги вместе с телом. И здесь же даже самые маститые йоги, как правило, останавливаются, либо не веря в саму возможность существования сиддх, либо не обладая нужными знаниями. Скажите, много ли вы знаете преподавателей и мастеров йоги, в том числе среди известных в нашей стране и зарубежом, кто занимался бы в серьез развитием сиддх? Скорее всего вы таких не найдете. Или найдете в очень малом числе. Но незнание или игнорирование следующего этапа в эволюции сознания человека, делает практику йоги неполноценной и незавершенной. Это как начать строить дом, а затем бросить строительство и довольствоваться жизнью на фундаменте, без стен и крыши над головой.

Что же из себя представляет уровень развития сиддх? Прежде всего, нужно понимать физиологию человека и работу мозга. Но не в традиционном смысле, штудируя медицину и нейрофизиологию (хотя знание их может весьма помочь продвинутся в практике при правильном использовании), а в плане развития внутреннего осознания и контроля физиологии и психики. Можно сказать, изучая себя изнутри, непосредственно с позиции внутреннего наблюдателя, научиться внутреннему видению, чувствованию всех систем организма. И последующему управлению этими системами. На начальном этапе именно хатха йога подготавливает организм и психику к внутреннему, сверхчувственному восприятию, увеличивая «проводимость» тела. По этой причине сверхспособностями может обладать далеко не каждый, а лишь тренированные единицы. Посему всякие многочисленные гадалки, экстрасенсы, целители, ведуны, вызывают у меня улыбку. Ну не может в принципе какая-нибудь толстая цыганка Сэра обладать каким-либо «даром», а псевдоцелитель с хилым телом и в очках, делающий загадочные пасы руками, или 25 летняя студентка, раскладывающая пасьянсы Таро, обещающая увидеть и изменить вашу судьбу, воздействовать на вас чем-то помимо сотрясания воздуха. Таким людям не достает либо развитого тела, либо банально возраста (такие способности не развиваются за год-два).

Таким образом, круг претендентов на обладание настоящими способностями, сужается до практикующих йогов. Разумеется, далеко не каждый йог будет обладать этими способностями по указанным выше причинам, а именно остановки в развитии и замене его усложнением асан, гимнастическими и акробатическими трюками. Если же йог развивается далее, он начинает работать с более глубокими и тонкими аспектами сознания, называемыми в йоге «астральным телом» или «астральным планом». Что же представляют из себя эти аспекты? На начальном этапе суть их кроется в прямом управлении работой мозга и центральной нервной системы, подразумевающем разрушение старых нейронных связей и создание новых, а также максимальным развитием концентрации внимания, когда йог контролирует как реакции своего тела, так и глубинные, не изученные, кстати, современной наукой, бессознательные процессы, делая их осознанными. Точнее в понимании йога бессознательного больше не существует – оно стало полностью осознаваемым. Если вы знакомы с системой чакр (психоэнергетических центров) в практике йоги, то такие способности физиологически соответствуют подъему энергии Кундалини (сознания) в высшие центры – чакры, расположенные как раз на уровне мозга и управляющие его работой. Концентрация и постоянное удержание сознания в этих центрах требует немалой подготовки и усилий, значительно увеличивая электромагнитную активность мозга. Как вы понимаете, такое под силу очень немногим, поэтому всевозможные «маги», диагносты ауры, салонные мистики также остаются «за бортом» ибо возможности их сознания гораздо скромнее даже начинающего гимнаста-школьника.

Следующий уровень – доведение всех вышеперечисленных аспектов до пика сил и возможностей. Буквально это означает: сверхвыносливое тело, сверхразвитая сила воли и концентрация, гиперчувствительность, способность свободно манипулировать вниманием, расширяя его, сжимая, перемещая по телу и за его пределы (да-да, такое тоже возможно), способность к осознанной, управляемой физической смерти. Лишь освоив все это, йог способен по-настоящему влиять на реальность, свою судьбу, жизни и судьбы других людей. Обратите внимание, что я намеренно избежал «затертых» тем о вселенской любви, доброте, благости, святости и прочем, сделав акцент на конкретные процессы и механизмы, задействованные в процессе эволюции путем практики йоги. А йог, достигший высокого уровня разума, не обязательно должен быть добрым, святым, любящим. Скорее он может сделать эти аспекты частью себя, а может и не сделать – все зависит от его выбора и надобности использования их в жизни. А само восприятие йога скорее нейтрально.

Разумеется, это не последний уровень эволюции сознания, но, для описания следующего уровня, привычные слова и понятия (да и вообще, человеческий язык и мышление) неприменимы, так как он существует вне жизни человека вообще. А это, как говорится, уже совсем другая история. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий